<

ВЫГОРЕЦИЯ

ВЫГОРЕЦИЯ — ВЫГОРЕЦКАЯ ПУСТЫНЬ — ВЫГОВСКОЕ ОБЩЕЖИТЕЛЬСТВО — ВЫГОВСКАЯ КИНОВИЯ- ВЫГОВСКИЕ СКИТЫ
Крупный старообрядческий центр Русского Севера. Обитель считалась в среде старообрядцев преемницей Соловецкого монастыря, открыто выступившего против церковной реформы патриарха Никона и восемь лет выдерживавшего осаду царских войск.
Начало обители было положено в октябре 1684 года на небольшом острове озера Сарозеро вблизи Онежского озера (ныне Пудожский район Карелии), где жили дьякон из Соловецкого монастыря — Игнатий и его последователи: бывший дьякон Шуньгского погоста Даниил Викулин, Пётр Прокопьев, Емельян Повенецкий, мирянин Андрей Денисов (с 1691 года) и местные жители.
В 1694 году было выбрано новое место для обители на реке Выг, где жили выходцы из Соловецкого монастыря — старцы Герман и Геннадий Качаловы, Захарий Дровнин, иноки Кирилл Сунарецкий, Виталий Московский, Корнилий Выговский и другие.
Поздней осенью 1694 года построили столовую, где происходили моления, хлебню, ригу, две кельи. Вдохновителем строительства был Андрей Денисов (кн. Андрей Дионисиевич Мышецкий), а духовными руководителем — священноинок Пафнутий Соловецкий, первый настоятель обители. Первоначальное число участников общежития (насельников) составляло 40 человек.
В 1698 году число выговских насельников уже достигало двух тысяч человек. Постепенно жизнь пустыни стала организовываться по монастырскому чину. Следуя заложенному с самого начала общежительства принципу раздельного проживания мужчин и женщин, поселение было обнесено оградой и разделено стеной на две половины — мужскую и женскую (позднее женская получила название Коровий двор). В 1702 году Пафнутий Соловецкий ушёл с Выга и настоятелем обители был избран Андрей Денисов.
Устройство пустыни базировалось на ряде уставов, которые по своей сути являются правилами строгой аскетической монашеской жизни в соответствии с древнерусскими иноческими образцами (в дальнейшем этот принцип устройства общины по принципу древнерусских монастырей будет много раз повторен в истории старообрядчества, в частности первая благотворительная организация — Преображенское кладбище — также была по своей сути монастырской общиной). Профессором П. С. Смирновым и Е. В. Барсовым в своё время были отчасти напечатаны, отчасти пересказаны эти «уставы», «правила» и «чиноустроения» Выговской пустыни, и если их сопоставить с уставами древнерусских монастырей, то заметна схожесть, и, прежде всего, с Уставом Иосифо-Волоцкого монастыря.
В 1702 году старообрядцы получили от царя Петра I право отправлять службы по старым книгам и ряд экономических льгот, одновременно монахи обители были приписаны к Олонецким горным заводам.
В 1706 году в 20 верстах от Богоявленской обители, стоявшей на реке Выг, построили женскую — Крестовоздвиженскую — на реке Лексе. Первой настоятельницей стала мать Феврония (родная сестра Андрея Денисова — Соломония).
К 1720-м годам обитель превратилась в экономически процветающую, крупную общину, окружённую многочисленными скитами (где разрешалось проживание с семьями) с пашенными дворами, административно подчинявшимися выговскому собору.
В обители действовали предприятия по выплавке меди, производству кирпича и досок, выделке кож, выгонке смолы и дёгтя. Община имела несколько хлебных пристаней на Онежском озере, мельницы, несколько озёрных судов. О суммах оборотов Выговской общины при Андрее Денисове неизвестно, но известно, что в первой трети XIX века, уже в период ослабления хозяйственной мощи Выга, чистый доход общины превышал 200 000 рублей, — значительная сумма по тем временам.
В обители действовали библиотека, школы иконописания и грамоты, знаменитая мастерская литья медных икон. Выговская пластика всегда считалась образцом для мастеров других регионов, так как имела очень высокую проработку деталей, красиво оформлена эмалями и конечно же имела огневое золочение, поэтому ее считают самой красивой из всей металлопластики когда либо изготовленной в дореволюционной России. Но постепенно происходило обмирщение общины вследствие активной предпринимательской деятельности, что привело в 1737 году к внутреннему расколу, когда обитель покинули радикально настроенные староверы во главе со старцем Филиппом (см. Филипповское согласие).
Период 1720—1820 годов — время относительно лояльного отношения властей к старообрядцам. Но царствование Николая I ознаменовалось карательными мерами и жесточайшими репрессиями по отношению к старообрядцам, в том числе и для ослабления их экономической мощи. В 1837 году правительственной командой по указу Николая I были запечатаны часовни обители, в Выгорецком общежительстве было разрешено селиться только «престарелым и дряхлым, не могущим трудами своими снискивать себе пропитание», также правительство запретило переселяться в Выгорецыю людям из других губерний . В 1848 году — экспроприированы земельные владения, а позднее стали выселяться и обитатели общины.
В 1855 году при Николае I обитель прекратила своё существование.
(по материалам википедии)