УФТЮЖСКАЯ ПРЯЛКА

УФТЮЖСКАЯ ПРЯЛКА
УФТЮЖСКАЯ ПРЯЛКА
УФТЮЖСКАЯ ПРЯЛКА
УФТЮЖСКАЯ ПРЯЛКА

Малоизвестная уфтюжская роспись относится к группе северодвинских росписей (борецкая, пучугская, тоемская, пермогорская, ракульская), центры которых расположены в среднем течении Северной Двины. Центр бытования уфтюжской росписи находится на правом берегу Северной Двины, у ее притока — речки Уфтюге. До 1937 года эти места относились к Вологодской губернии и входили в состав Сольвычегодского уезда. По современному территориальному делению эти места находятся в Красноборском районе Архангельской области (в Красноборском районе находятся ещё два центра росписей пермогорской и ракульской). Роспись получила название «уфтюжской» по названию самого крупного села — Верхняя Уфтюга, в окрестностях которого и процветал промысел (Верхняя Уфтюга интересна еще и тем что там находится деревянный шатровый храм 18 века высотой 45 м. претендующий на звание самого высокого из деревянных церквей Русского Севера). Уфтюжская роспись делится на два подвида. один — в деревне Слобода (ныне не существует), которая находилась в 40 верстах от самой дальней деревни по речке Уфтюге — Куликово. В деревне Слобода расписывали в основном прялки. Плоскость прялки всегда разбита на две части, неизменный сюжет — древо жизни и солнечная розетка на внешней стороне, птица-утица — на внутренней. Прялки выглядят очень архаично. Другой центр в окрестностях села Верхняя Уфтюга (деревни Новоандреевская и Якшаково) — специализировался на росписи туесов. Считается что в отличии от прочих северодвинских росписей возникших сначала на прялках, а затем перешедших на прочие предметы, Уфтюжская роспись сначала возникла на туесах, а затем перешла на прялки. 
История этих мест связанна с двумя волнами переселения старообрядцев — первая ранняя — времён самого раскола, вторая времен Николая 1 связанная с закрытием Выголексинских скитов. Среди переселенцев было немало людей связанных с художественными промыслами — иконописцев, мастеров книжной миниатюры, и некоторые исследователи (например Татьяна Бернштам) связывают с ними возникновение уфтюгской росписи, — так же как и соседней родственной ракульской, но этот вопрос остаётся дискуссионным. Так же остаётся открытым и датировка возникновения промысла, в которой можно поставить лишь рамки -от первой трети до 80 -х годов 19 века.