ПРЕОБРАЖЕНСКОЕ КЛАДБИЩЕ

ПРЕОБРАЖЕНСКОЕ КЛАДБИЩЕ — центр беспоповского старообрядчества. Московское Преображенское старообрядческое кладбище — с момента создания до революции являлось духовным центром старопоморского (федосеевского) согласия беспоповского старообрядчества.
Основано во время эпидемии чумы 1771 года за Камер-Коллежским валом (ныне Преображенский вал, 17а) одним из дворовых людей князей Голицыных, купцом Ильёй Ковылиным, который под предлогом организации чумного карантина устроил здесь федосеевские богадельни. До революции являлось вторым после Рогожского кладбища центром старообрядчества.
В 1784—1811 гг. по проекту архитектора Ф. К. Соколова был построен комплекс зданий в подражание Выгорецкой пустыни (основатели Выгореции вели свою родословную от Соловецкого монастыря, в свою очередь Преображенка стала приемницей Выга в качестве беспоповской столицы). В комплекс зданий входили мужской и женский монастыри.
На Преображенском кладбище и вокруг него Ковылиным были построены дома, магазины, фабрики, молельни. В начале XIX в. насчитывалось до 10 тыс. прихожан, в приютах проживало до 1500 человек. Во времена бурного рассвета старообрядческого крестьянско -купеческого капитализма — Преображенка стала и финансовым центром беспоповства. В силу клановости и корпоративности федосеевского общества — поморские старцы сосредоточили в своих руках огромные общинные капиталы неподконтрольные царским властям и активно использовали их в продвижении своих ставленников в промышленно -экономической сфере, стремительно завоевывающих формирующийся российский рынок. Естественно царский режим исходя из соображений собственной безопасности не мог спокойно наблюдать как выстраивается другая параллельная Россия и не замедлил прибегнуть к репрессиям. Беспоповское движение для властей представляло наибольшую политическую опасность так как отказывалось молиться за царя считая его Антихристом. Синодальным идеологом Филаретом Дроздовым (Собрание мнений и отзывов: в 5 т. СПб.,1888. С.146.) старообрядцы беспоповского толка были приравнены к сектантству. Он писал: «…те беспоповщинские секты, которые отвергают молитву за царя… пишут и произносят жестокие хулы на Церковь и таинства, и всякую власть нынешнего времени почитают антихристовой…. решительно вредны, потому что отвергают священство и таинство Евхаристии и, кроме сказанного, все заимствуют от худших отраслей беспоповщины дух демократический». На подавление старообрядчества были брошенны все силы полицейского и церковного аппарата, было издано множество запретительных законов… Всё это естественно не могло не коснуться Преображенки как федосеевского центра. Для ограничения деятельности «раскольников» по указанию императора Николая Первого 3 апреля 1854 г. Успенская церковь была отобрана и переосвящена в храм господствующей синодальной церкви. Мужской двор переселён на женский, где и сохранилась старообрядческая община, а на территории бывшего мужского двора был открыт Никольский единоверческий монастырь…Полноценная духовная и общественная жизнь беспоповского старообрядчества была восстановлена только в первые годы царствования Николая Второго с выходом закона о положении начал веротерпимости — после которого начался период -названный золотым веком старообрядчества, но век этот был не долгим…. На Преображенском кладбище находилась богатейшая библиотека сочинений о расколе, собранная купцом А. И. Хлудовым, хранились древние иконы (в том числе 1300 икон, собранных Е. Егоровым), произведения древнерусского искусства. В 1920 г. все федосеевские молельни, кроме Крестовоздвиженской, закрыты, насельники выселены. В начале 1920-х гг. Закрыт единоверческий монастырь. Библиотека Хлудова и часть собрания Егорова переданы в Государственный Исторический музей, древние иконы — также в Исторический музей, откуда потом часть из них попала в Третьяковскую галерею и небольшое количество в Музей Коломенское. В 1920-х гг. в здании бывшей монастырской школы и в кельях монастыря открыта трудовая школа, а после размещались различные учреждения, например общежитие завода Радио.
После войны Преображенское кладбище стало фактическим центром всего российского беспоповства, там располагались духовные центры трех согласий — старопоморского (федосеевского), брачного поморского (ДПЦ) и филипповского, которому федосеевцы отдали часовню на кладбище.
На кладбище действует Соборная Крестовоздвиженская церковь, Поморская молельня и Никольский храм РПЦ — бывший соборный храм Никольского единоверческого монастыря.
Долгое время погост был исключительно старообрядческим. На кладбище много захоронений старообрядческих купцов и промышленников – 19 – начала 20 вв. — людей внесших огромный вклад в становление и развитие российской экономики. (использовались материалы википедии).