<

Колдуны — наследие языческой эпохи

Колдуны - наследие языческой эпохи

До недавнего времени в любой деревне можно было услышать рассказы о колдунах — этом наследии языческой эпохи. Несмотря на распространение православия русская деревня продолжала жить двойной жизнью, а в труднодоступных, в том числе и для церкви, районах можно даже сказать что православие проигрывало язычеству. Обычный крестьянин как правило был крещён, знал молитвы, ходил в церковь, но при этом мог использовать Библию для гаданий, в месте с молитвами читать заговоры, верить в приметы, ходить к колдуну, наливать в блюдечко молоко для домового, а икону если она не исполняет желаний мог сослать на чердак. (не лучше дела обстоят и сегодня — под данным соцопросов проводимых Российским институтом социологии к колдунам, магам, экстрасенсам, астрологам регулярно обращаются 67 % граждан России, при этом 93% граждан называют себя верующими). В общем колдун в русской деревне был такой же обыденностью как фельдшер или почтальон в деревне советской. Женщин подозреваемых в связях с нечистыми духами было больше, но колдуны мужского пола считались сильнее. У каждого колдуна была своя скажем так зона обслуживания- свой «приход», были колдуны различающиеся и по специализации. И хотя колдуны всегда были под подозрением -их боялись, старались не портить отношения, а зачастую в тайне пользовались их услугами. Испокон веков перед людьми стояло искушение решить вопросы материального мира — при помощи мира духовного — вопреки пониманию духовного закона — «что без труда то от лукавого». И хотя имелось представление о том что в конечном итоге дьявол платит черепками — люди одержимые страстями ради сиюминутного результата закладывали душу в «ипотеку». Согласно христианскому учению способности колдуна были не его личные, а приставленных к нему во временное услужение бесов помощников, которые по смерти колдуна получали его душу. Бесов колдун получал либо по наследству (но всегда осознанно), либо в результате инициации от колдуна учителя. Часто это происходило в момент смерти колдуна. Колдун который не нашёл восприемника долго страдал — находясь между мирами, что бы облегчить отход его души — разбирали крышу. Смерть колдуна часто сопровождалась сверхестественными явлениями — люди с этим сталкивались с незапамятных времён и приходили в суеверный страх. Со времён неолита тем кого при жизни считали колдунами — отрубали ноги и вбивали осиновый кол в грудь- чтобы по смерти не вставали, так же их клали лицом вниз — что бы не нашли дорогу. Это не выдумки Голливуда, а историческая реальность подтверждённая археологией — по свидетельству известного археолога Ярового таких погребений в среднем приходится одно на сто — т. е. каждый сотый считался колдуном. Во время детства прошедшего в деревне, и позже во время этнографической работы мне много доводилось слышать о жизни и смерти деревенских колдунов, кое с чем из этой области сталкивался и сам. Вот история смерти колдуна рассказанная отцом моего друга свидетелем которой он был — умирал самый что ни на есть настоящий колдун из вологодской деревни, было это в семидесятых годах. При жизни он сильно большого зла не делал — заговаривал болезни, привораживал возлюбленных, передавал молоко от чужих коров своей и т. д. — в общем всё что входит в обычную практику колдуна средней руки. Но настал смертный час — он лежал на лавке в сильном страдании, говорить он уже не мог — и издавал жуткие звуки полные запредельной тоски — что у присутствующих стыла от ужаса кровь в жилах. Временами он приходил в сознание и знаками просил подойти к нему (что бы передать бесов), но никто из присутствующих не сдвинулся с места. И тут у него изо рта вылез язык — на полметра! понятно что так не бывает — что это видение транслируемое его подселенцами остающимися без жилища. Язык извивался как змея, а глаза вылезли из орбит и вращались — все присутствующие в ужасе выбежали на улицу. В общем умирал он еще с неделю пока не разобрали крышу. В другом известном мне случае оставленный в запертой церкви гроб с телом колдуна к утру оказался перевёрнутым, а во время опускания в могилу налетел сильный ветер с дождём при летней солнечной погоде. Как правило колдовское ремесло было по совместительству- наиболее часто оно сочеталось с такими деревенскими профессиями как кузнец, мельник, пасечник, человек занимающийся лесными промыслами — где предполагалась некая закрытая. обособленная деятельность и часто отдельное проживание — а может быть такие люди в силу именно этих особенностей попадали под подозрение. О происхождении слова колдун нет единого мнения — например Википедия производит его от слова Коляда — соответственно колдовать — колядовать. Так же существуют версии происхождения от таких же схожих по звучанию, но так же совершенно иных по смыслу — литовских, венгерских и греческих слов. Все они лично мне кажутся сомнительными. Осмелюсь предположить что в данном случае для основы более подходит слово — Коло — круг, вращение. Во первых древнейший символ мироустройства и магии, во вторых вращение по кругу в самих жреческих, шаманских и колдовских практиках, оборотничество — не только от значения превращение, перевоплощение, заход в потусторонний мир и обратно, но и от дословно оборачиваться — вращаться — в самом обряде колдун — согласно фольклору чтобы зайти в потусторонний мир вращается по кругу, оборотень что бы принять вид зверя — кувыркается через ножи. В колдовских практиках очень часто применялись и вращающиеся предметы — колёса, лопасти и жернова мельниц, самопрялки и веретена. Нечистая сила и её проводники в мире людей никуда не делись и напротив только укрепили свою власть, просто они в духе со временем действуют через понятные для современных людей образы -сегодня демонизм везде — в политике, в бизнесе, в СМИ, в отношениях между людьми — везде видна козья рожа дьявола и на современном фоне зловещие персонажи прошлого кажутся просто вполне безобидными сказочными героями.