<

Из истории отношений империи с цивилизацией

Любой деспотический режим сталкивается с тем что народ от него разбегается как куклы от Карабаса- Барабаса. По направлению миграционных потоков — откуда бегут и куда можно определить, где как живётся….

По итогам борьбы со старообрядчеством, а так же петровского строительства «регулярного»государства — выяснилось что не хватает около 20 % населения, — по большей мере оно не погибло, а бежало от государственной, крепостной и церковной деспотии. Бежали в Литву, Польшу, Австрию,Турцию и многие другие страны (русские православные люди считали даже турецкого султана меньшим злом, чем своего же самодержца имевшего в народе прозвище — Антихрист, — в дальнейшем это прозвище переходило по наследству вместе с царской короной), бежали в глухие труднодоступные районы, в казаки и в разбойники. Значительные территории контролировались разбойничьими атаманами. Государство же, по словам Герцена — расположившееся в России как оккупационная армия- лишь делало набеги на собственные территории за налогами и рекрутами. Именно нехватка того и другого для имперских нужд и заботила власти больше всего. Что бы предотвратить дальнейшее бегство вдоль границы были выставлены войска (так же как и в последствии советские пограничные войска) по большей мере обращённые во внутрь — что бы свои не сбежали. Однако эти меры не давали должных результатов к тому же значительная часть населения уже покинула пределы Родины. Так же правительство обращалось к беглецам с призывами вернуться и обещало простить все вины и даже уравнять староверов в правах, — однако в старообрядческой среде (после всего того что с ними сделали) — была жёсткая установка — никаких договоров с дьяволом! Манифесты с обещаниями не привели к желаемому результату — например в донесении Смоленской губернской канцелярии Сенату от 1734 говорилось — «не точию чтоб в Россю выходить, но и последние оставшие люди и крестьяне, смотря на тамошнюю польскую вольность, ныне бегут без остатку». Тогда российские власти возвращаются к силовому решению вопроса и решаются на — военное вторжение на территорию Литвы где находились крупные старообрядческие центры, с целью репатриации бывших подданных — эти события вошли в историю как выгонки с Ветки. Ветка — была одним из крупнейших центров русского старообрядчества за рубежом — это комплекс слобод и скитов на территории Гомельской области — республики Беларусь — (тогда Великое Княжество Литовское в составе конфедерации с Польским королевством). Сами ветковские старообрядцы себя именовали — «вольными людьми из Московских земель». Воспользовавшись ослабленностью и военной несостоятельностью Речи Посполитой на своём последнем этапе существования, а так же близостью Ветки к границам — царские войска вошли на территорию Литвы окружили Ветку силами пяти полков, уничтожили скиты и занялись охотой на людей. Во время выгонки 1735 -1736 гг в Россию было приведено 40 тысяч человек — людей пригодных к военной службе забрали в рекруты, остальных депортировали в Сибирь на необжитые территории Забайкалья (как видим не Сталин первый начал практиковать депортации как метод борьбы с нелояльными социальными группами и народами). Но после этих событий Ветка снова заселилась и по схожему сценарию была вновь выселена в 1764г. — тогда было выселено в Забайкалье 20 000 староверов. Ветка возродилась и в третий раз но уже центр местного старообрядчества сместился в близкое Стародубье. На Ветке по прежнему жили староверы, но былого значения центр уже не имел. Позже были и другие выгонки. После раздела Речи Посполитой стали выселять в Забайкалье староверов и из других её пределов. Последняя партия староверов была доставлена в Забайкалье в 1795 г. В Забайкалье этих старообрядческих переселенцев стали звать — «семейские» в ввиду их прихода семьями, в отличии от одиночных каторжников. «Семейские» принесли с собой высокую сельскохозяйственную культуру и в силу своей религиозной корпоративности вновь самоорганизовались в своего рода неформальную республику. За её ликвидацию взялась уже советская власть в период коллективизации, жестокие методы при её проведении вызвали восстание, центром которого стали сёла Бичура и Малета. Значительная часть семейских в последствии была репрессирована, либо выслана. В период 30-40 гг. было разрушено более 80 староверческих храмов Забайкалья. В 1960 -е годы прошла ещё одна волна закрытия старообрядческих храмов по итогам которой не осталось ни одной официально зарегистрированной старообрядческой общины. Действовала лишь одна старообрядческая церковь в селе Новый Заган Бурятии.